Слово тактика происходит от Греческого taktika, что означает наука и искусство расположения и маневренных сил в бою (вебстерский университетский словарь, 9-е издание).
Раздел американского полевого устава № 100-1 устанавливает, что на тактическом уровне боевых действий следует отличать бои и сражения. На поле битвы, в первую очередь, командир выигрывает сражения и боестолкновения, если выполняет маневры и ведет огонь, достигающий определенной цельи. Тактика - базисный способ использования людей и техники в сражениях. Тактический уровень войны вообще ограничивается подразделением, равным корпусу (приблизительно до 30000), но это руководство предназначено для уровня батальона (приблизительно до 1000) поскольку это - возможности SPWAW. Заметим, что операционный уровень войны затрагивает армии и операционные действия (например, 3-я полевая армия, Западная Европа) в то время как стратегический уровень войны затрагивает национальный военные силы в глобальном масштабе [это классификация, принятая также в армиях НАТО, отличается от российской или советской. - прим. редактора].
Четкость словаря указывает на то, что тактика является, и наукой и искусством. Взаимодействие снаряда и цели управляется в соответствии с материальными законами, так что наука и здесь присутствует. Однако человеческий разум не может быть заключен в рамки законов измерения, так что более гибкий термин "искусство" также имеет право на существование. Вообще человеческая или творческая сторона тактики рассматривается как наиболее важная. Независимо от того, насколько мощным может быть оружие, все равно оно имеет ограничения, которые нельзя превысить. Пределы человеческой изобретательности и срока службы просто так не ограничиваются. Противотанковая пушка может пробить броню определенной толщины и никогда не сможет составить проблему уничтожения цели с более толстой броней. Шансы же уничтожения танка одним бойцом хотя и невелики, но иногда это может произойти. Чтобы учесть двойную природу тактики: научной и творческой, разработчик игр должен знать технические возможности всех видов вооружений, которые используются (с обеих сторон) и также учитывать почти безграничные человеческие способности и хитрость, которую противник может использовать. Необходимо знать и о том, что даже, когда противником в игре является компьютер, действия которого были первоначально запрограммированы человеком, могут также иметься и запрограммированные неожиданности.
SPWAW покрывает большое количество воинских частей и армий. Основной акцент смещен в сторону Немецкой и Советской тактик, поскольку именно они послужили основой для современной тактики всех родов войск.
Перед детальным обсуждением тактики мы должны рассмотреть некоторую основу войны. Столетиями люди изучали войну и пытались определить некоторые золотые правила, которые можно было бы успешно применять в любой ситуации. Одной из первых рукописей о войне является "Военное искусство" написанное Сан Цзу около 500 г до н.э. В 19 столетии появилось стремление применить к войне научный подход. В своем труде " На Войне " в 1832 Клаузевицем было предложено признать девять принципов войны: цель, нападение, численность, экономия сил, маневр, единоначалие, прикрытие, неожиданность и простота.
Цель. Разрабатывайте каждую военную операцию к ясно определенной, решающей, и достижимой цели.
Неожиданность. Захватите, сохраните, и развивайте инициативу.
Численность. Сконцентрируйте массу сил и средств боевой мощи в решающем месте и в нужное время.
Экономия сил. Используйте всю имеющуюся боевую мощь, наиболее возможно эффективным способом; распределяйте минимально существенную боевую мощь вторичным усилиям.
Маневр. Вынудите врага занять невыгодную для него позицию путем гибкого применения боевой мощи.
Единоначалие. Для достижения любой цели, ищите единого начальника и единую силу.
Прикрытие. Никогда не позволяйте врагу, захватывать Вас врасплох.
Неожиданность. Нанесите врагу удар в тот момент, когда он не готов его отразить.
Простота. Готовьте ясные, несложные планы действий и краткие распоряжения, гарантирующие полное понимание.
К сожалению, война настолько комплексна, что любые правила, которые являются достаточными общими понятиям, не могут распространяться на все ситуации, потому что являются весьма недостаточными, чтобы быть использованными в каждой конкретной ситуации. То, какие дополнительные "принципы" обнаружены, в результате исследования часто зависит того, с какими историческими источникам Вы ознакомились и как Вы ознакомились с ними. Ниже приводится цитата из одного военного журнала:
Командир, который отчаянно стремится помнить то, кто что еще делал в некоторых слегка подобных ситуациях, уже ступил на проторенный путь, к поражению.
Я верю, что список из девяти принципов может быть сокращен до четырех:
- Численность;
- Цель;
- Простота;
- Единоначалие.
Первых два принципа это сосредоточение больших сил для достижения наиболее важных целей и меньших сил v для достижения целей меньшего значения. Я уверен, что это - наиболее фундаментальная основа войны. Последние два важны, потому что люди сражаются на войне, с людскими ограничениями. Планы, которые являются слишком обширными, не будут выполнены, как ожидается и имеющееся большое число командиров приведет к большому числу, противоречивых распоряжений, которые не могут быть выполнены.
Цель
Чего Вы хотите достичь? В условиях SPWAW это обычно занятие победных гексов, уничтожение подразделений противника и по возможности избежание потерь своих войск или получение ими очков опытности. Некоторые сценарии или кампании могут иметь дополнительные определенные цели. В начале сражения убедитесь в том, что Вы знаете то, что необходимо сделать, для победы и развития вашего успеха. Надо просто добиться приостановки, преследовать бегущие войска противника по всему полю битвы, только необходимо понимать, что количества ходов не недостаточно, для того чтобы достичь необходимых условий победы. Жизнь это относительный выбор и следствия, а тактика реальной жизни, и тактика SPWAW реализовывает это. Никакая цель не может быть достигнута без риска потерь. Вы должны будете решить, где предпринять риск, а где играть осторожно. Этот принцип приобретает особое значение в игре со включенной опцией Command and Control. Так как здесь Вы должны точно задать направление для достижения цели каждому подразделению, а это может стоить потерей времени, значит, необходимо взвешенно и четко обдумывать каждый свой ход и быстро и своевременно реагировать на быстро меняющуюся обстановку на поле битвы. Чтобы облегчить достижение цели необходимо грамотно развернуть силы.
Наступление
В конечном счете, для одержания победы необходимы гарантированные основания для успешного нападения, для чего боестолкновения не должны производиться вслепую. В игровых условиях ваш противник может так ужасно истощиться, что он сдается прежде, чем будет необходима атака, так что этот принцип должен быть применен в игре, исходя из того, что в игру закладываются некоторые игровые ограничения. В игровых условиях, со стороны нападающих коэффициент смертельного огня для противника более высок, чем фактическое продвижение во время атаки. В начальный период Первой мировой войны французские генералы слепо исповедовали принцип "наступление всегда и любой ценой". Они верили в это так сильно, что посылали десятки тысяч солдат прямиком на смерть просто для того, чтобы вести наступление. Лучшей тактикой могла бы быть предложенная американским генералом Робертом Ли, который верил, что маневренное нападение - лучшее средство защиты. Преимущества атаки достигаются, когда вы можете выбрать размещение и время, чтобы атаковать, в то время как обороняющийся должен защищаться вдоль всего рубежа. Однако, для нападающих, продвижение к победным гексам рано или поздно ограничивает его возможности и уменьшает его преимущества в игре. Обороняющиеся могут находиться как в естественных укрытиях вдоль всей линии обороны, или же укрыться на дополнительных оборонительных позициях позади или в стационарных укрытиях. Нападающий не имеет этих преимуществ. Если ваши силы понесли в игре большие потери, то для их уменьшения вы должны отыскать закрытые позиции для ваших войск, чтобы уже из них своим огнем подавить огонь противника так, чтобы он не смог остановить вас. Когда это не возможно, используйте скрытые маршруты, или используйте дымы, которые предохранят ваши войска от потерь. Читайте соответствующие разделы по специальной тактике (Принципы наступления и Принципы обороны , а также SPWAW "стандартные тактические задания ") изучайте то, как успешно провести нападение и как противостоять ему.
Численность
Численность означает мощь огня или боевую мощь. Численность должна быть сконцентрирована в одном месте, в котором предполагается нанести главный удар, одновременно необходима небольшая численность сил, предназначенная для вторичных усилий. Смотрите также Экономия войск.
В игровых условиях это очень определенное количественно, поскольку каждый юнит имеет определенную мощь. Из истории известно, что превосходство боевой мощи атакующих сил по отношению к обороняющимся должно соответствовать пропорции 3:1, тогда доля успеха атаки составляет 50 %. Концентрируйте достаточную численность и мощь, чтобы одолеть вашего противника.
Сконцентрированных слабых юнитов часто объединяют друг с другом так, чтобы они могли объединить свою огневую мощь, в достаточной степени, чтобы победить. При этом, надо знать, что обычно победные квадраты, беспорядочно расположены по всей ширине и глубине карты. Нет необходимости атаковать все их одновременно. Боевые группы с достаточной боевой мощью, для преодоления любой обороны, перемещают от одной группы целей к другой. Помните, что недостаток защиты состоит в том, что противник должен защищаться повсюду, в то время как нападающий может выбирать определенное место для атаки. Поэтому в то время как сосредоточиваются силы, для захвата одной группы целей, помещают некоторые небольшие подразделения против оставшихся групп целей, для осуществления отвлекающих действий, чтобы сковать силы обороняющихся возле них, не позволив, таким образом, им сосредоточить свои силы для отражения главного удара атакующих. Так как эти вторичные боевые группы стоят лицом к лицу с превосходящими силами обороняющихся, то они не должны позволить себе, доводить дело до решительных столкновений. Эти вторичные боевые группы должны, используя местность для скрытия численности своих сил, высовываться чтобы атаковать, после чего потом мгновенно скрыться на местности. Поочередно с этим они могут использовать огонь на расстоянии, на котором будет низким поражающее действие ответно огня.
Если сражение на равных, тогда с обеих сторон имеются достаточная численность сил для достижения целей. Только тактическое мастерство, а не преимущество в численности или качестве должно решить исход сражения на равных. Конечно, исторически реальные сражения не могут вообще полностью вестись на равных. Для того чтобы более слабая сторона могла приостановить более сильную, необходимо использовать особенности рельефа местности для укрывания своих сил, или выставлять дымы, чтобы избежать поражения от более сильного противника. Если эта задержка выполнена должным образом, то игровое время должно закончиться прежде, чем более слабые войска будут побеждены. Когда атакующие войска стоят перед обороной противника, нападающий должен вычислить, какой урон могут нанести обороняющиеся. Если обороняющиеся могут причинять слишком большой урон, то нападающий должен или:
1. Увеличить силы атакующих (например, запросить подкрепление).
2. Атаковать на более узком участке фронта так, чтобы обороняющиеся могли воспользоваться меньшим количеством сил против атакующих.
3. Произвести обстрел обороняющихся (например, используя артиллерию или огонь на расстоянии, на который противник не смог бы ответить).
Например, если ветеранские или элитные германские 75-мм противотанковые пушки (75mm ATGs) могут уничтожить один советский танк T-34 на расстоянии в 10 - 15 гексов, то советские танки должны находиться в пределах пяти гексов, чтобы вести прицельный огонь, обеспечивающий точное попадание. Если советские войска начинают, с дистанции 20 гексов (три танка подходят близко к немецкой позиции) тогда: каждое германское противотанковое орудие вероятно уничтожит три советских танка. Так, если германские войска имеют десять орудий, то советские войска могли бы потерять приблизительно 30 танков. Если с такими потерями можете смириться, тогда все в порядке вещей. Если же эти предполагаемые потери являются слишком высокими, тогда необходимо использовать дым, заслонив таким образом некоторые орудия, или увеличить численность танков или подавлять орудия своей артиллерией.
Не допускайте больших потерь войск (в живой силе и технике), при выполнении боевой задачи, т.к. это не способствует полному успеху задания. Если имеются несколько заданий, которые должны быть выполнены (например, взять несколько победных квадратов, уничтожить вражеские подвижные резервы, уничтожить все боевое охранение, сдерживать вражеские части, чтобы приобрести опыт очки) то некоторые разделяют их по приоритетам и тогда большее количество боевой мощи применяется к более важным заданиям чем к менее важным или некоторые из них вовсе откладываются.
Так, например, в наступательном бою (противник сдерживает) если имеются четыре набора победных квадратов, ваш противник будет вероятно иметь некоторый мобильный резерв (танковый), чтобы контратаковать, как только Вы захватываете цель. Если Вы разобьете вашу войсковую группировку на четыре равных части, то вероятно противник будет стремиться нанести поражение каждой из этих частей в отдельности. Вместо этого, действуйте одной большой, группировкой войск и тремя маленькими. Выдвиньте малые силы к одной из целей, до вступления в контакт с противником, защищающего эти цели или установите наблюдение за целью, если не встретите никаких сил. Основная группировка атакует первую цель, после чего выдвигаются к следующей. Тем временем малые группировки наблюдают за действиями противника, так что Вы знаете о всех его перемещениях по направлению к занятой цели для нанесения контратаки по основной группировке.
Как второй пример, могу привести ситуацию с просачиванием мелких групп войск в тыл к противнику, действиями партизан, и т.д. которые представляют угрозу для слабо защищенных мест, позволяют наблюдать за победными квадратами, путями скрытного перемещения, и т.д. Разместите несколько высоко мобильных бронемашин, которые являются слишком легкими для главного сражения, но могут расстреливать пехоту, из тыла. Эти легкие силы и артиллерия могут быстро реагировать без связи с основными силами.
Маневр
Перемещайте свои силы по карте так, чтобы занять наиболее выгодную позицию для удара по противнику. Если у Ваших войск имеется вооружение, имеющее хорошую дальность стрельбы (например, немецкая 88 - миллиметровка) тогда их можно перемещать через открытые участки местности. Если нет (например, Японская тяжелая пехота или Советские автоматчики) тогда перемещение следует производить сквозь джунгли / лес. Смотрите ниже разделы Принципы наступления и Принципы обороны. Переместите различные типы сил так, чтобы они могли дополнять и поддерживать друг друга. Это известно как использование тактики всех родов войск.
Единоначалие
Так же, как должна быть одно задание и одна основная цель, должен быть и один командующий, управляющий всеми имеющимися силами. В одиночной игре этот принцип имеет немного значения. В игровых сражениях, где участвует много игроков, важно, чтобы каждый игрок работал как неотъемлемая часть единого целого. Если каждый игрок будет действовать так, как он хочет, без согласования своих действий со своими союзниками, есть опасность того, что противник будет наносить удар по каждому игроку по отдельности и громить каждого поодиночке.
Этот принцип приобретает огромное значение в играх с несколькими игроками или
с командой и включенной опцией Command Control.
Прикрытие
Выполняйте разведку для обнаружения местоположения противника и для контроля всех его действий. И наоборот, старайтесь препятствовать противнику в выяснении тех же самых вещей относительно ваших сил, выполняя контрразведку. Густая разветвленная сеть мобильных разведывательных подразделений - вот самый лучший способ осуществить это. Сеть найдет вашего противника прежде, чем он найдет вас. Ниже ознакомьтесь с соответствующими разделами Разведка и сбор информации. Прикрытие также может быть достигнуто путем хитрости. Хитрость может прикрываться реальностью или изображать ложь. Искусственный интеллект (компьютер) имеет определенные противодействующие процедуры, которым он следует, и поэтому он, таким образом, не может быть втянут в выгодную для вас борьбу, однако человека вовлечь можно. Например, артиллерийские орудия оставляют дым, по которому человек может выяснить местоположение цели. Так как нет способа ограничить этот дым, то для осуществления защиты необходимо бросать дымовые гранаты или выстреливать дымы артиллерией в разных местах, чтобы скрыть истинное расположение и изобразить ложные огневые позиции. Обман - область безграничных возможностей для хитрости и грязных уловок. Присутствие нескольких тяжелых танков в одном месте может натолкнуть противника-человека на мысль, что это - главный удар и благодаря чему осуществить реальную защиту.
Неожиданность
Неожиданность достигается тем, что вы делаете то, чего не ожидал от вас противник. Прикрытие ваших сил становится неожиданностью для противника. Вы избегаете неожиданностей, пробивая вражеское прикрытие, т.к. это позволяет определять где, когда и какими силами будет действовать противник. Ваш противник избегает неожиданностей путем или обнаружения ваших частей и подразделений путем разведки или, зная расположение ваших войск на поле битвы, узнает направление наступления. Повторю еще раз, что сказал Сан Цзю, "Узнай своего врага". Этим он обращал внимание на то, что если вы располагаете сведениями о своем враге, то тогда вы будете знать и его возможности и то что он будет делать, и это не будет неожиданностью для вас с его стороны.
Думайте о том, что какой бы простой была бы игра, если б вы могли бы видеть все подразделения противника, в то время как он не мог бы видеть ваши. Это наглядно демонстрирует значение неожиданности.
Применение прикрытия, чтобы предохранить ваши силы от обнаружения, упомянуто в разделе "Военная контрразведка". В основном, если вы имеете щит из сил, препятствий, дымовых завес, и т.д., вокруг ваших главных сил, то противник не сможет проникнуть сквозь все это, чтобы определить, где и с какой численностью вы будете действовать.
Если вы всегда делаете одни и те же действия в том же самом месте, вашему противнику не обязательно прорывать ваше прикрытие, чтобы обнаружить ваши силы, он определит их заранее. Раздел "Обман" снабжает дополнительной информацией по достижению неожиданности.
Простота
Кто поступает неправильно, тот будет поступать неправильно. Чем проще план, тем меньше в нем ошибок. В игре с несколькими участниками игрок может неверно истолковывать комплексный план. Даже в одиночной игре простота дает большие преимущества. В то время как игрок сможет полностью понять собственный план действий, его техника будет уничтожена, войска могут обратиться в бегство, и т.д.
Использование тактических приемов применения техники и людей сильно переплетаются. Тактика развивается, чтобы использовать возможные преимущества техники и людей, в то время как разрабатывается новая техника и люди, обучаются по новым направлениям, чтобы использовать преимущества новой тактики. Помните это, поскольку техника и вооружения развиваются через какое-то время. Надо готовить изменения используемой тактики, увеличивая ее превосходство за счет использования новой техники и изменений способности войск.