(1) Наконец-то
выпустили долгожданную игру Steel Panthers: Main Battle Tank.
Со времён SP2: Modern Battles изменилось
многое. Я постараюсь не слишком дублировать перевод списка отличий, который
вы несомненно уже прочли.
В первую очередь добавилось
много новых стран, теперь их 90 против 42 в старой версии, правда около
20 пока не готовы, но будем надеятся, что и они будут доступны после очередного
патча. Появились такие участники конфликтов как: войска ООН, некоторые
страны СНГ и бывшей Югославии, Чечня, различные африканские страны. Различные
страны доступны только в период времени их реального существования. Например
Южный Вьетнам не доступен после 1975 года, а страны СНГ до 1991. Что радует,
со сменой даты сражения могут изменятся и флаги - например, Россия с 8.1991
воюет под триколором, а флаг Афганистана, вообще, меняется 14 раз.
Поскольку игра охватывает
временной промежуток от 1946 по 2020, было бы логично ожидать какие либо
новые боевые машины. Честно говоря, я ожидал увидеть знакомые по People’s
general американские танки Шварцкопф и Пауэлл, БМП Кнайт, российский Т-99
и БМП-4, но нет, в основном это дальнейшие модернизации уже существующей
техники. Новейший российский танк "Чёрный орел" скрыается под названием
Т-80УД и доступен с 2005 года. И ещё у многих стран с 2005 года на вооружении
появляются "Абрамсы". Вообще новой техники весьма много, теперь у России
из установок залпового огня есть помимо присутсвовавших раньше "Градов"
и "Ураганов" установки "Смерч" и "Буратино", есть и системы дистанционного
разминирования, сапёры и небольшие подразделения огнемётчиков вооружены
"Шмелями" (реактивный огнемёт) бьющими на 800 метров. Кстати дистанции
теперь указываются не в гексах как раньше, а метрах, что намного реалистичнее.
А вот обещанных лазеров я в игре не обнаружил, правда у США с 2015 года
появляется сверхточное ручное оружия, вооружённая которым пехота стоит
просто весьма дорого, но скорее всего это просто навороченные прицелы.
Возможность набирать в свой
отряд войска других стран, была в СП и раньше, но теперь вы можете взять
их не только как союзников, но и как трофейную технику.
Жаль, что при подсчёте очков
не учитываются отдельно пленные солдаты и трофейная техника, они просто
идут в общие потери.
Авиация в игре не очень сильна,
самолёты довольно часто сбиваются, вертолеты - отличное средство разведки,
если поднимутся на большую высоту, но тогда по ним начинают лупить ракетами
со всей карты. Но уж если прорвутся к вражеской артиллерии…
Пехота же напротив стала сильнее,
её тяжело заметить, она эффективно борется с бронетехникой, её тяжело поразить
огнём техники. Одно из лучших средств борьбы с пехотой противника удары
систем залпового огня по площадям и активное использование снайперов, Снайперы
наиболее эффективны, когда обстреливают противника метров за 400-500. Кстати,
чтобы взять вражескую пехоту в плен, крайне желательно, чтобы на соседнем
гексе находился отряд пехоты.
Техника более устойчива к
артиллерии, чем раньше – обычные орудия больше действуют на нервы экипажам,
чем реально угрожают, но всё равно за 2-3 хода обстрела могут и танк раздолбать,
или хотя бы обездвижить. Броня у танков теперь различается на 3 подгруппы
(слоя) – стальную броню, противо-кумулятивную и активную. Раньше техника
очень часто застревала в ручьях, теперь это случается значительно реже.
В Steel Panthers: World at
war вооружение могло повреждаться от обстрела или ломаться само. Здесь
беспричинных поломок я не встречал, а от обстрела почему-то отказывают
только пулемёты.
Карты стали просто огромными,
но изменения происходят только в длину (от 40 до 200), а в ширину стандартные
100 гексов. Лично мне кажется оптимальным тот размер, что предлагается
по умолчанию. Увеличилась этажность рельефа: мо учмолчанию предлагается 5 этажей (раньше было
3). А в редакторе карт можно создавать самые настоящие горы (до 15 этажей)
Компании пока не сделаны,
работает только генератор случайных компаний. Основное нововведение – уровень
сложности, выражающийся в увеличении или уменьшении очков опытности между
миссиями.
Интересное нововведение -
теперь в начале миссии войска разделены не узкой ничейной землёй как ранее,
наступающая сторона может распологать войска только в 1/8 карты, а оброняющаяся
сторона может занимать до половины. Таким образом при встречном бое столкновения
начинаются где-то хода с 4-го. В начале наступательных миссий обе стороны
находятся в окопах.
АИ не стал намного умнее,
всё так же техника отрывается от пехоты и уничтожается первой, тяжёлая
артиллерия выстраивается вдоль дальней кромки карты (это правило нарушают
только миномёты). Но с другой стороны, в наступлении компьютер уже не прёт на убой
с маниакальным упорством как раньше.
К сожалению, выкинули такую
вещь, введённую в Steel Panthers: World At War, как запрос стрелять или
нет во время хода противника в каждом случае. Это, конечно, сделало игру
реалистичнее, но менее удобной. Неприятны ситуации, когда танки и противотанковая
артиллерия палят по пехоте, вместо того чтобы караулить технику противника.
Задание дальности открытия огня не решает эту проблему полностью, хотелось
бы ещё задавать и тип целей, по которым будет открываться огонь.
Игра, конечно, ещё сыровата,
и время от времени происходят досадные глюки. Например, после одиночного
боя мне сообщили, что мои потери -157 чел., а на самом деле было 70. Или когда
артиллерийский огонь по квадрату может сбить вертолёт даже находящийся
высоко над землёй. Ещё не готовы исторические кампании, встречаются недоработки
в энциклопедии, не хватает некоторых новых машин. А самое неприятное, что
в сетевой игре перый игрок не может расставить войска, и они выстраиваются
в цепочку вдоль края карты. Ждём патчей!
И напоследок немного советов
из личного опыта (возможно, немного повторюсь):
1. Не старайтесь брать всегда самую крутую технику
из доступной, если противник слабее в технологическом плане. Много танков
вы взять не сможете, и потеря любого из них будет весьма неприятна. Лучше,
чтобы ваши танки были несколько лучше, чем у противника. (Например сражаясь
в начале 90-х с Китаем, я брал 3 Т-80 и 6 Т-64)
2. Артиллерию лучше брать присутствующую на карте:
её можно перезаряжать, а склады боеприпасов заметно подешевели.
3. И следующий совет: не ставьте много пушек
на один склад – 2-3 орудия или 2 реактивных системы залпового огня. Компьютер
любит вести контрбатарейную стрельбу, но делает это без должного размаха
(по 1-2 точкам)
4. Выставляйте артиллерийским корректировщикам
(или разведчикам) дальность стрельбы 0, чтобы они не открывали огонь первыми
и не раскрывали себя.
5. Реактивные системы залпового огня, снайперы
и несколько менее, пулемётные расчёты – лучшее средство борьбы с
вражеской пехотой.
6. Если нужно оборонятся, хорошо замаскированная
пехота не уступит по эффективности тяжёлой технике.
7. Не злоупотребляйте перевозкой пехоты в БТРах, ведь
в случае уничтожения они слишком часто превращаются в братскую могилу.
8. Наступать заметно тяжелее чем раньше, противник
не обнаруживает себя первым же выстрелом, а огонь его весьма точен. Наступать
лучше всего 3-мя эшелонами: в первом - снайперы и разведка (самые шустрые
и зоркие), во втором - прочая пехота (побольше инженеров: они и мины уберут
и из огнемётов могут неплохо пострелять), в третьем - техника. Не надейтесь
особо на танки-тральщики, их скорее всего просто не подпустят к минным заграждениям
(или сожгут). В наступлении очень важно ставить дымовые завесы, без них
наступление может обернутся слишком большими потерями. В дыму можно и мины
разминировать и к вражеским окопам вплотную подобраться.
9. Против окопавшейся пехоты артобстрел практически
бесполезен (разве что мораль понижает).
10. Я пока не понял в чём прелесть артнаводчиков
- стоят они дорого, обнаружить их не сложнее чем разведгруппу, правда могут
отдавать команды артиллерии, но с этим и штаб хорошо справляется.
Как брать в плен?
Чтобы взять вражескую пехоту
в плен, крайне желательно, чтобы на соседнем гексе находился отряд пехоты.
Хотя здесь всё зависит от морали и что-либо предсказывать трудно. В игре
пехота сдаётся в плен также неохотно, как и в Steel Panthers 2. Чтобы захватить
технику, её нужно вначале обездвижить. После этого – сразу обстрел артиллерией,
и экипаж скорее всего сбежит. Лучше всего постараться его сразу уничтожить,
а то он может вернутся. Кстати, если обездвиженный танк не трогать, то через
несколько ходов экипаж его починит, а чтобы уничтожить брошенную технику,
надо на этот гекс поместить свой юнит. Но гораздо интереснее сохранить
её в своём тылу до конца боя. Это ни как ни влияет на очки – просто
приятно.
26 июля 2002 © Gortwog.
(2) Инсталлировал
SPMBT утром в прошедшую субботу ... и проиграл все выходные.
Самое трудное для меня в инсталяции было настроить
sound на мою встроенную
звуковую карту.
Это что-то!!! Игра моей мечты. На мой взгляд,
SPMBT на несколько уровней лучше
SPW&W! Ракетные юниты AA и AT, вертолеты,
новые бронетанковые юниты - просто
глаза разбегаются!!! Прорисовка просто отличная!
Есть опции, которых не встретил в SPW@W - между
сражениями можно просматривать
юниты, делать их up-grade, и добавлять в main
core дополнительные юниты.
Я думаю, Matrix просто отдыхает, а Camo Group молодчаги!
11 сентября 2002 © "Геннадий Зацепин" <gen_zatsepin@mail.ru>