|
|
вернуться на главную страницу |
в коллектор |
FAQ SP1 |
загрузка |
Жизнь дается случайно. Победы - не случайны.
Когда успех решает сталь, это не каприз судьбы. Это судьба.
Виртуальные битвы - битвы мертвых, где мертвое сражается с мертвым.
На место павших живых всегда встают живые живые. И знамена - это не тряпки. Это знаки, ясно указывающие женщинам, кто получил право жить. Мужчинам не нужны бриллианты и несмываемый ревлон: им достаточно знамени.
ИТАК, начнем.
Поступивший
в
продажу 25.10.95 (по другим
сведениям - в сентябре), варгейм Steel Panthers охватывает период
времени с 1938
по 1946 гг. Можно играть отдельные сражения, длинные и короткие
кампании,
где миссии и карты генерятся по опеределенным правилам самим
компьютером, а
также сценарии на все вкусы и размеры, которых понаписано огромное
количество. Оригинальный диск с Steel Panthers стОит сейчас за рубежом
не более $10. Пиратская
версия полностью функциональна, однако, как в любом multi-player,
истинное
удовольствие можно получить только в бою с реальным противником. Для
поддержки игры
PBEM (по переписке с паролями) следует апгрейдиться до версии 1.2.
После
установки апгрейда в директории STEEL должен появится директорий EMAIL.
Разумеется, как следует из
названия, игра делает упор на управлении танковыми подразделениями,
причем энциклопедия
охватывает более 200 моделей не только танков, но и самолетов, более
100 других
систем вооружения, а также огромное разнообразие видов пехотных
соединений -
тяжелая (heavy) и противотанковая (anti-tank) пехота, разведка
(Pioneers),
ополчение (Volksgrenadiers) и даже воздушно-десантные войска.
Совершенно
оригинальные виды соединений от больших и малых стран, участвовавших в
событиях
Второй мировой войны, действуют на всех основных театрах боевых
действий - на
Тихом океане, на Восточном и на Западном фронтах и в пустынях Северной
Африки.
Для удовольствия ценителя игре
приданы подготовленные
сценарии, кампании из связанных сражений, генератор сражений и простой
редактор
сценариев. Генератор сценариев - один из лучших в мире стратегий.
К настоящему времени
количество коммерческих и
бесплатных сценариев уже превышает 1000 наименований. Коммерческие
сценарии
можно найти в Интернете или на диске SSI Steel
Panthers
Campaign Disks. Прекрасный источник сценариев - архив сценариев на
сайтеThe Wargamer.
Интерфейс игры
исключительно хорош и дает полный контроль над ходом игры.
На пиратскую версию иногда не ставится фирменный апгрейд версии 1.2 (от Novastar). Чтобы просмотреть неплохой файл помощи, нажмите здесь
Уровень игры
Игра Steel Panthers относится к управлению подразделениями размера взвода на картах большого масштаба (размер гекса - 45 метров или 50 ярдов) в сражениях на театрах Европы, Северной Африки и Тихого океана. Юниты, которых более 200 с более, чем 100 различными типами оружия, представлены даже инженерной кавалерией и мотоциклистами. В комплекте с Steel Panthers продаются 62 сценария, из которых 42 - посвящены событиям в Европе и Северной Африке, а остальные - событиям на Тихом окенае. Имеется множество гипотетических сценариев, где Германия и Япония могут выиграть войну при помощи никогда не появившегося на поле боя оружия вроде танков Panther II или японских Type 5 с пушкой калибра 90mm.
Кроме того,
к
игре Steel Panthers прилагаются
6
исторических кампаний от Польши до Тихого океана, а также
гипотетическая
кампания, где США и СССР борются за преобладание в Европе. Можно начать
собственную
кампанию с любой даты, которые могут быть связаны с 20 случайными
сценариям
в пределах одной кампании. А поскольку сценарии генерятся случайно,
нервные
потрясения гарантированы :)
В игру Steel Panthers включена возможность игры по переписке (PBEM) для тех, кто хочеть испытать себя в борьбе не с машинным (AI), а с человеческим интеллектом. Это выводит играбельность на исключительную высоту. К сожалению, для игры по переписке файлы Steel Panthers оказались не защищены паролем, для чего и созданы патчи.
Кроме того, в игру встроен генератор сражений, который позволяет создавать практически любые условия по выбору играющего. Можно создавать сценарий любой, сколь угодно высокой, достоверности. Можно создавать карты, редактировать юниты, время. Возможность редактирования оружия дает новые, ни с чем не сравнимые возможности повышения достоверности событий. Редактор позволяет игрокам выбирать опытность своих подразделений от новобранцев до ветеранов (green, average, and veteran) и способ их передвижения - пеший, механизированный или моторизованный (foot, mechanized, or motorized). Можно создавать минные поля и противотанковые надолбы для повышения защищенности позиций. Редактор, встроенный в Steel Panthers, позволяет играющему создавать практически любое тактическое решение, которое было реализовано в году Второй мировой или Корейской войн (которая по всем параметрам должна быть отнесена к эпохе Второй мировой войны). Генератор сражений и редактор сценариев учитывают подробности снаряжения и поведения всех основных армий наций, вовлеченных во Вторую Мировую войну: армия и морская пехота США (особое пристрастие американцев к своей морской пехоте объясняется тем, что на суше войну против Японии со стороны США вела только морская пехота), Великобритания, Германия, Япония, Франция, Греция, СССР, Италия, Польша, Бельгия, Китай, Венгрия, Румыния, Финляндия, Норвегия и Югославия.
Руководство пользователя
Как и у всех других компьютерных игр в войну (wargames), у Steel Panthers руководство пользователя составлено в самых общих словах.. На 60 страницах с разной степенью подробности описаны вооруженные силы стран, участвовавших во Второй мировой. В остальной части руководства содержатся пояснения к интерфейсу и излагаются основные правила игры. Очень подробно описано назначение каждой кнопки. Однако совершенно не прояснен механизм игры. Отсутствуют указания на радиус действия артиллерии, о проникающей силе снарядов и т.п. Играющему самостоятельно предлагается получить навыки решения различных неописанных особенностей игры. Не ясно, почему такого рода жизненно важная информация об игре осталась за строками руководства пользователя, однако корпорация SSI в этом совершенно не оригинальна. С патчем 1.1 в игру внедрена хорошая информационная таблица.
Инсталляция и управление
Игра Steel Panthers ставится из-под DOS без всяких проблем. Под Windows 95 может фиктивно не хватить ресурсов, для чего следует грузиться с системной дискеты. После инсталляции игра спокойно идет под Windows 95. Однако если при минимальной конфигурации в 486DX2/66 с 12Mb памяти ОЗУ, игра идет прекрасно под DOS'ом, то под Windows 95 скроллинг происходит с торможением. Все проблемы исчеают при конфигурации системы в P90 с 32 Mb ОЗУ. Запуску игры предшествует симпатичный ролик по мотивам сражений Второй мировой войны.
Как было сказано, играющий может выбрать кампанию или сценарий. Каждому сценарию придается текстовое описание сражения и подходящий клип на военную тему. Как и все остальное, и видео, и музыка сделаны отлично. Музыка, кроме всего прочего, весьма своеобразно завершается в каждом отдельном случае, то есть кода увязана с очками геймплея.
Интерфейс и прорисовка объектов для DOS сделаны выше всяких похвал (не надо быть снисходительным и кивать на 1995 год...). Еще лучше было бы, если бы панель управления могла прятаться, однако в любом случае панель эта хорошо продумана и приятна для взгляда. Пейзажи тщательно прорисованы и могут изменяться вместе с климатическими условиями: зимние сражения идут на снегу, а тропические джунгли зелены, как никогда.
Досутпны 5 уровней масштабирования; в углу экрана видна небольшая карта для полной ориентировки. При увеличенном просмотре танки великолепны, хотя солдаты скорее напоминают муравьев. Все управление ходом игры и юнитами возможно при помощи мыши, в том числе - передвижение, стрельба, отдание приказов на стрельбу навесным огнем по площадям. Упущена возможность просмотреть "обозреваемость" любого гекса с соседних гексов, хотя проверить линию прицеливания (LOS) можно от любого своего юнита. Ход сражения иллюстрируется красивыми взрывами, пожарами, правдоподобным дымом. Направление распространения дыма меняется с изменением силы и направления ветра.. Кликом мыши играющий может очистить карту от всех дымов для лучшего обзора. Имеется доступ к сводной таблице всех юнитов в бою, где указаны состояние подраздленеия, состояние его вооружения, силы и морального духа. Энциклопедия с подробными описаниями всех доступных типов подразделений и типов оружия с иллюстрациями доступна во время игры в любое время.
Вне зависимости от опыта играющего, благодаря простому интерфейсу, игра Steel Panthers доступна любому начинающему. Без всякого преувеличения, Steel Panthers стали стандартом для своего времени, разумеется, если не иметь в виду объемности.
Игровые принципы
Кампании
Кампании можно играть за союзников (США и Великобритания), за Германию или за Японию. Кампании играются так же, как обычные сценарии, за некоторыми небольшими исключениями. В начале кампании играющий может составить свою армию только из юнитов, доступных в исторически достоверное время. Можно "купить" до 24 различных юнитов, размером обычно не более взвода. Эти "родные" юниты будут сопровождать играющего во всех последовательных сценариях кампании. Юниты можно переименовывать с уч.том того, что у них будут увеличиваться опыт и моральный дух. Играющий получит возможность пополнять свою армию в начале каждой последующей битвы, в том числе - танками, бронетранспортерами, ДОТами, колесной техникой и пр. Кампании дают один и очень важный урок - юниты должны выживать. Если играющий бросит на смерть "родной" танковый взвод, то до конца кампании силы его на этот взвод и уменьшатся. Напротив,если играющий удачно наберет "родной" комплект юнитов, прохождение всех миссий кампании может превратиться просто в победный марш. Достойно сожаления то, что в кампании нельзя играть по переписке (PBEM).
Сценарии
После того, как играющий выберет сценарий, ему следует определить нацию, на стороне которой он будет вести бой, если угодно, назначить постоянные цели дл артиллерийских или воздушных нал.тов и затем начать сражение. Игра идет по ходам. За время полного хода можно перемещать все свои юниты, стрелять, указывать цели для артиллерии, заниматься поднятием морального духа (rally) своих войск. their troops. Компьюетр сам определяет порядок ведения боя для "своих" войск. Играющий может установить дистанцию и порядок ведения огня своими юнитами, хотя они имеют известную самостоятельность в передвижени и открытии огня. После завершения хода совершаются артиллерийские и авиационные нал.ты и подразделения занимаются поднятием своего морального духа автоматически (rally), если установлена опция настроек autorally .
Играющий может использовать поддержку дальнобойной ("забугорной") артиллерии, тяжелой корабельной артиллерии или тактической авиации, которые могут эффективно рассеивать вражеские подразделения. Однако с таким оружием нужно быть осторожным, поскольку оно не разбирает своих и чужих. Если вызвать авиационную поддержку против юнитов противника, находящихся в боевом взаимодействии со своими войсками, свои юниты могут пострадать, равно как и при артиллерийских налетах.
Другой параметр - состояние ваших юнитов, в том числе моральное. Моральный дух уменьшается по мере потери солдают в бою. При артобстреле, когда вокруг юнита падают снаряды, юнит может потерять управление. Каждому юниту придан свой командир, информацию о котором также можно просмотреть. Состояние командира влияет на все параметры подразделения, в том числе - на его моральный дух, меткость стрельбы и выносливость в движении. Его артиллерийский уровень (artillery rating) означает, как успешно он вызывает артиллерийскую поддержку.
Искусственный разум (AI)
Как и во всех прочих боевых варгеймах, к компьютерному AI в Steel Panthers имеется много претензий. Что совершенно ясно, так это что компьютер значительно лучше обороняется, чем атакует. В наступлении компьютер скучивает юниты и использует не лучшую тактику. Его хватает только на то, чтобы не дать играющему расслабиться в ожидании очередного хода от парнера в игре по переписке (PBEM). Особенность игры по переписке должна состоит в невозможности перехаживать. Над этим SSI следует еще поработать.
Достоверность
Короче говоря, боевая игра Steel Panthers представляет собой великолепный образец симулятора боевых действий Второй мировой войны. Не без недостатков, однако SSI и крупнейший мастер Grigsby разрабатывают патчи для исправления наиболее заметных огрехов. Имеются претензии к эффективности некоторых видов оружия. Некоторые отмечают невероятную живучесть американских танков M4 Sherman, выдерживающих по 4 попадания снарядов зенитных немецких 88-мм пушек, что просто невозможно. Такие ляпы настроек легко могут быть исправлены желающими при помощи редакторов OOB-файлов. Имеются в Интернете и полные списки замеченных ошибок и несуразностей (это на любителя).
Итоги
Тактический (а с учетом кампаний - и стратегический) варгейм Steel Panthers должен быть на машине любого человека, интересующегося историей. Поскольку корпорация SSI постоянно ведет работу над усовершенствованием игры и предоставила в открытое пользвание редакторы сценариев и генератор сражений, можно с полной уверренностью утверждать, что геймеры всех стран и народов приложат все силы, чтобы никто не был забыт и ничто не было забыто.
P.S. Кроме
всего
прочего, в Steel Panthers
очень
приятно играть, так что оппоненты всегда найдутся.
Диск содержит 3 кампании и 35 сценариев, а также патч версии 1.2.
Кампании:
Battle for North Africa - Командование
германским
африканским корпусом против британской 8-й армии в июне 1942 г. у реки
Нил.
Если немцы захватят Александрию, это может изменить ход войны.
Barbarossa - Командование танковыми войсками армейской группы "Центр" в 1941 году во время вторжения в СССР. В случае удачи, можно захватить Москву. (Интересно, что там путного может быть?..)
Patton's 3rd Army - Воссоздать боевой путь 4-й бронетанковой дивизии армии США по Франции и Германии. Можно даже совместно с русскими войти в Берлин.
Сценарии:
5th Guards Para at
Kanev, The
End is Near, PFC Sadao Munemori, Battle of Kamarovka, Where are Those
Damn
Tanks, Bloody Ridge, Guadalcanal, Lion-sur Mer, Drive to Manila,
Operation
Zitadelle I, Villers-Bocage, Suribachi, Unhappy New Year, Bloody
Ridge,
Tiger Five Brigade at Narva, GrossDeutschland at Stonne, DeGaulle's
Debut,
Ambush at Malinava, Battle of Marnach, Wittmann, Screaming Eagles, Red
Devils,
Blood on the Mataniku, Death of the 11th Panzer, Brigade, Honor of
Fire,
Savoia, Amphibious Airborne, End of GrossDeutschland, 1st Armored to
the
Rescue, Cross of Iron, Counterattack at Pelekiu, Tanks! They Got
Tanks!,
4th Ranger Gela Campaign, Defiant to the End, Kursk Fire Brigade,
Nowy Yarg
(Poland).
Можно
свободно покупать взводы и роты,
а затем переподчинять их в
другие
управляемые подразделения, так что если потребуется создать группу из 1
инженерного
взвода и двух обычных взводов автоматчиков, это можно очень просто
сделать.
У каждого взвода или отделения имеется свой командир, обладающий
набором
характеристик: rally (способность поднимать моральный дух в
подразделении),
infantry command (насколько его слушается пехота), artillery command
(насколько
его слушается артилерийская поддержка) и armour command (насколько его
слушаются
танки). В отличие от специализированной игры Squad Leader, здесь
командир
подразделения не представлен отдельным юнитом, а находится в рядах
выделенного
взвода или отделения. Хотя у каждого взвода или отделения имеется свой
командир,
рекомендуется подчиненному подразделению держаться от своего командира
на
расстоянии не слишком далеко от вышестоящего командира (обычно не далее
5
гексов). Соответственно, имеется один еще более высокий командир - в
данном
случае - командир батальона (для вас это юнит "A0"). Когда взвод
или юнит
попадают под обстрел, их командир может быть убит и будет заменен.
Во время
игры можно выделить любой юнит
мышью и кликнуть по нему
правой
кнопкой, чтобы проверить состояние этого юнита: моральность, боезапас,
количество повреждений и т.п. Подробность этих характеристик поражает воображение.
Как-от раз в сражении у меня был танк "Cromwell", у которого максимально доступное количество
выстрелов уменьшилось с 4 до 1. При осмотре характеристик танка открылось, что 4
из 5 членов экипажа танка погибли, а один оставшийся в живых танкист
ухитрялся вести танк и делать один выстрел на ход. Реальна такая ситуация? Может
быть и нет, но до чего здорово! На самом деле в большинстве случаев уцелевшие
члены экипажа выбираются из танка и убегают (потом их можно воодушевить и
вернуть в покинутую машину). Единственно не учитывается количество горючего -
всем юнитам хватает топлива на весь период краткого боя в SP. Меню
главнокомандования (HQ) содержит сведения об общем состоянии подчиненных юнитов. Можно
видеть состояние юнитов и степень их поврежденности (количество погибших,
моральный дух юнита и т.п.). Можно также проверить командиров подразделений и их
состояние, а также управляемость подчиненных им подразделений. Можно даже передать
один или несколько юнитов под управление компьютеру и назначить им пункты
для передвижения. Я это на самом деле не пробовал, потому что мне самому нравится
управлять своими силами, но это любопытна сама возможность попытаться передать все
юниты огневой поддержки под управление компьютеру.
Звуковые
эффекты в игре появляются в нужное время, но это ничего особенного.
Мне понравился звук от попадания ракет системы "Nebelwerfer" в цель.
Фоновая музыка создает ощущение времен Второй мировой войны, но она не слишком
разнообразна, так что я ее обычно выключаю. Хотя звук - не самая важная часть
игры, он не плох, но мог быть получше (к примеру, не слушно криков при поражении
людей). Визуально игра приятна, хотя юниты могли бы двигаться плавнее с гекса
на гекс (они почти перепрыгивают между гексами), при этом могли бы получше
выглядеть юниты в камуфляже, чем если они просто окрашены в один цвет,
соответствующий их стране.
Переходим к
сражению
Каждое
сражение обычно имеет длительность от 12 до 26 ходов, причем
каждый ход соответствует 2 минутам, так что все сражение в реале длится не
более 1 часа (последующие версии игры SP случайным образом увеличивают
количество ходов на один, чтобы не дать возможности играющему на последнем ходу
применять самоубийственную тактику "навала"). При масштабе карты 1 гекс = 50
метров большинство полей сражения не занимает более 3 км. В типичном сражении участвуют по
20-30 единиц техники и около 100 солдат с каждой стороны, но в кампаниях
можно выбирать между приобретением дополнительной бронетехники или солдат.
Первая задача - расстановка юнитов
перед сражением, которую может за вас выполнить компьютер, но рекомендуется делать самому для реализации
вашего собственного плана сражения. Размещение юнитов может несколько смутить, поскольку
программа автоматически перескакивает к следующему юниту после установки
предыдущего юнита, но при этом на него не перемещается курсор. Важно не
забыть назначить артобстрел во время этапа расстановки юнитов, иначе придется ждать два
хода до начала действия "забугорной" артиллерийской поддержки. Движок игры
сравнительно прост. Каждый юнит на ход имеет положенное количество очков движения и
максимальное количество выстрелов основного и вспомогательного вооружения. Можно
двигаться или стрелять в любой последовательности в пределах хода, так что можно
передвинуть юнит на максимальное возможное расстояние и затем стрелять оставшимися
очками для стрельбы, или стрелять, не двигаясь всеми возможными выстрелами.
Вероятность попадания вашего снаряда (и вероятность попадания снаряда в ваш юнит)
существенно уменьшается во время движения (танки времен Второй мировой войны не
имели эффективных устройств стабилизации орудия во время движения). Во время
движения ваш юнит имеет возможность вести ответный огонь по врагу. Все выстрелы
юнита, которые им не использованы в свой ход, этот ваш юнит может использовать
для ответного огня во время движения вражеских юнитов.
Достоинство
такой системы - ее простота, хотя реализма в этом маловато.
К примеру, вы можете назначить своему универсальному бронетранспортеру
ведение ответного огня, после чего во время хода включить его основное
оружие для действий в уже относительной безопасности. Тем самым сражение
превращается в подобие игры кошки с мышкой, когда вы успешно подавляете моральность
вражеских юнитов, прежде чем атаковать их. Можно также прямо двинуться на
вражеский юнит после попадания в него и расстрелять в упор. Это общий признак
походовых игр, в том числе и очень хороших (к примеру - XCOM). Исправить ситуацию
может разделение хода на этапы, но это снизит играбельность, что нежелательно.
Хотя игровая
система не идеальна, она работает вполне хорошо, причем вам
не удастся найти изъянов в игровой системе (икусственный интеллект
играет вполне честно).
©1998, 2005 KPATEP